ИНФОГРАММЫ



 

Призывникам

Военнослужащим по призыву

Уклонистам


АНОНСЫ

Стартует регистрация на ежегодный Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!». В фестивале могут принять участие граждане России в возрасте от 18 до 30 лет, являющиеся сольными исполнителями, а также участники музыкальных коллективов, численным составом до 6 человек. Каждый претендент до 1 октября должен пройти регистрацию на сайте АИС «Молодежь России»: ais.fadm.gov.ru. Подробнее

__________________________________

Начался прием заявок на участие в литературном патриотическом фестивале «Русские рифмы». Мероприятие включает в себя проведение двух конкурсов: «Русские рифмы» и «Русское слово». К участию приглашаются молодые авторы в возрасте от 18 до 30 лет. Подать заявку можно до 15 сентября на сайте АИС «Молодежь России». Подробнее

__________________________________

Фонд президентских грантов) объявляет о проведении в 2017 г. конкурсов среди некоммерческих неправительственных организаций, участвующих в развитии институтов гражданского общества, реализующих социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина, на предоставление грантов Президента Российской Федерации на развитие гражданского общества. 

Срок приема заявок на участие во втором в 2017 г. конкурсе:
дата начала приема заявок – 16 августа 2017 г.;

дата окончания приема заявок – 29 сентября 2017 г.

Подробнее

__________________________________

Идет прием заявок на участие во всероссийском фотоконкурсе «Армия России. Фотовзгляд-2017». Дедлайн 1 сентября 2017 года. Подробнее

__________________________________

Российским Союзом ветеранов проводится Всероссийский конкурс «Растим патриотов России. Живем и помним 2016-2020 годов», посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На конкурс могут быть представлены методические пособия, работы педагогических работников и педагогических коллективов образовательных учреждений, центров, военно-патриотических клубов, детских общественных объединений, а также специалистов министерств, ведомств и общественных организаций Российской Федерации. Возраст участников не ограничивается. Конкурс проводится по двум номинациям : 1. «Подвиг бессмертен»; 2. «В авангарде патриотических дел». Положение



Славный Венус в лёгкости хода не имел себе равного

 

Аннотация. В статье освещается боевой путь фрегата «Венус» — участника трёх военных кампаний.

Summary. The article highlights the combat way of frigate ‘Venus’ – participant of three military campaigns.

 

Из истории вооружения и техники

 

Гребенщикова Галина Александровна — заведующая лабораторией истории флота и мореплавания Санкт-Петербургского государственного морского технического университета, доктор исторических наук, профессор

(Санкт-Петербург. E-mail: inversiya@bk.ru).

 

«Славный Венус в лёгкости хода не имел себе равного»

 

Этот заслуженный ветеран отечественного Военно-морского флота и впрямь слыл, по отзывам бывалых корабельных офицеров, непревзойдённым «ходоком». Но, пока фрегат «Венус» служил в шведском флоте, он отличался лишь этим достоинством. В России славный «Венус», — который, по словам одного из участников этой героической эпопеи мичмана Броневского, — «в лёгкости хода не имел себе равного», он прославился и боевыми делами1.

Строил эту «русскую знаменитость» шведский кораблестроитель и учёный Фредерик Генрих Чапман (Fredrik Henrik af Chapman), заслуженно получивший лавры «корифея в своём мастерстве». Русским же трофеем его «скоростное детище», фрегат «Венус», стало в 1789 году, в разгар войны со Швецией.

Открытие этой военной кампании (1788 г.) было полной неожиданностью для России, которая к боевым действиям на Балтике не готовилась и на ближайшую перспективу их ведение не планировала. С начала 1780-х годов кабинет императрицы Екатерины II занимался разработками в области глубокой стратегии в средиземноморском направлении. Доминирующей концепцией новой доктрины стало осуществление Второй экспедиции Балтийского флота в Средиземное и Эгейское моря и вторжение в пределы османских владений. После прихода флота в Греческий архипелаг предполагалось поднять мятеж среди христианских подданных турецкого султана с целью их освобождения от турецкого господства.

Эскадру (15 линейных кораблей, 6 фрегатов, 2 бомбардирских и несколько транспортных судов) для перехода в Средиземное море формировали в Кронштадте. В её состав включили 3 корабля 100-пушечного ранга — это были самые мощные на тот период линейные корабли с высоким уровнем боевых возможностей, специально спроектированные применительно к службе в Средиземном море. Они получили наименования в честь героев Чесменской битвы 1770 года, в ходе которой российский флот уничтожил турецкий. Главнокомандующим морскими силами Екатерина II назначила адмирала С.К. Грейга; ему ставилась задача обойти с флотом вокруг Европы и выйти в Средиземное и Эгейское моря, в тыл противнику. Затем, уничтожив турецкие эскадры, подойти к Дарданеллам, чтобы в дальнейшем выполнять поставленные задачи вместе с Черноморским флотом, который будет действовать со стороны Босфора.

В сентябре 1787 года турецкий султан Абдул-Гамид объявил России войну; Екатерина II ответила на это манифестом от 7(18) сентября о войне с Оттоманской Портой2, а 20 октября отослала в Государственную адмиралтейскую коллегию указ: «Для отправления в Средиземное море приготовить и вооружить кораблей сто пушечных три, семидесяти четырёх пушечных семь, шестидесяти шести пушечных пять, бомбардирских два и шесть фрегатов»3.

Подготовка флота и войск завершилась в Кронштадте к середине мая 1788 года. Однако тщательно готовившейся экспедиции не суждено было осуществиться: в конце мая шведский посол в Лондоне собрал дипломатический корпус и сделал официальное заявление «о вооружении» его страной 12 линейных кораблей, которые вместе с положенным числом фрегатов скоро выйдут в Балтийское море4. Через полтора месяца шведский король Густав III получил из Константинополя крупную финансовую поддержку и совершил нападение на Россию. Развязав войну, он сорвал поход Балтийского флота в Средиземное море, в тыл Османской империи, вынудив тем самым Россию вести войну одновременно на двух театрах — на северо-западе и на юге.

Незадолго до начала боевых действий (1785 г.) в столице Российской империи получили информацию о состоянии шведского королевского флота, которую передал датский морской офицер. Военно-морские силы Швеции, по его свидетельству, состояли из двух корпусов — военного и армейского флотов. В состав первого входили линейные корабли (21 ед.) и фрегаты (12 ед.), в состав второго — галерная флотилия (32 ед.), базировавшаяся на Гельсингфорс и Стокгольм. Осведомитель подчёркивал: «Ещё никакая держава не строила таковых судов»5, что соответствовало истине. Шведские фрегаты 40-пушечного ранга были на 10 футов (3,05 м) длиннее аналогичных российских фрегатов; они имели крупнокалиберную артиллерию (24- и 12-фунтовые орудия). Это позволяло главнокомандующему флотом ставить их во время боя в одну линию баталии с линейными кораблями. На любой фазе боя такой фрегат мог заменить вышедший из строя корабль.

В эпоху парусного флота преобладала линейная тактика, когда противоборствующие флоты выстраивались параллельно в линию боевого строя (линия де баталии), впервые применённую в XVII веке голландским адмиралом М.-А. де Рюйтером. Идеальное по тем временам построение представляло собой сомкнутую кильватерную колонну на шпрингах (на якорях) или под парусами на правый или левый галс, разделённую на три дивизии — авангард, кордебаталию и арьергард. По правилам ведения боя адмирал, командующий флотом, находился в центре кордебаталии. Линия строя совпадала с линией курса, угол строя равнялся 180°. Корабли при этом следовали за головным в колонне в кильватер друг другу на установленной дистанции. Линия кильватерной колонны позволяла всем кораблям одновременно задействовать силу огня артиллерии, которой в сражении отводилась одна из решающих ролей. К тому же минимальная дистанция кораблей в линии полнее обеспечивала эффективность силы залпа, произведённого из орудий одного борта. Не случайно адмиралы всегда отдавали приказ командирам сражаться на ближних дистанциях, и в этой линии шведы рассматривали фрегат как огневое подкрепление кораблю. Исходя из таких задач, в июле 1783 года на верфи Карлскроны Ф. Чапман и заложил фрегат «Venus», третий по счёту в серии из десяти тяжёлых фрегатов, построенных им в начале 1780-х годов.

Длина «Венуса», по шведским источникам, составляла 46,32 м, ширина 11,88 м. Его артиллерийское вооружение состояло из 26 24-фунтовых коротких пушек облегчённой конструкции и 14 6-фунтовых; экипаж — 342 человека6. При постройке фрегата Чампан применил все новейшие достижения в области судостроения и высшей математики, а также собственные разработки с учётом предыдущего опыта. Его труд оправдался: конструкция отличалась добротностью и качеством постройки, остойчивостью, отличной манёвренностью и управляемостью, мореходностью, скоростью.

В 1788 году без объявления войны шведский король открыл, как уже упоминалось, кампанию, намереваясь овладеть Финляндией и прибалтийскими территориями — Эстляндией, Лифляндией и Курляндией с последующим захватом Петербурга. Одновременно с действиями сухопутных сил Густав III задумал разбить наш Балтийский флот и запереть его остатки в Кронштадте. В конце мая шведский флот в составе 12 линейных кораблей и фрегатов под командованием герцога К. Зюдерманландского вышел в море.

В связи с изменившимися обстоятельствами Екатерина II назначила адмирала С.К. Грейга главнокомандующим морскими силами на Балтике. На том этапе флоту отводилась решающая, наступательная роль. Ему назначалось не только вести боевые операции, но и нанести противнику значительный урон путём нападения на его военно-морскую базу Карлскрону, разрушить там инфраструктуру и систему жизнеобеспечения флота. После этого такую же акцию следовало совершить против крупного торгового порта и тыловой базы шведов Гётеборга.

«Венус» вступил в строй в 1789 году и вошёл в состав эскадры, защищавшей акваторию Гётеборга. Кроме того, ему ставились задачи по выполнению крейсерско-поисковых разведывательных операций, преследованию и атаке судов противника. Но в составе шведского флота он оставался недолго: едва начав первую кампанию, он был захвачен 24-пушечным российским катером «Меркурий» под командованием капитан-лейтенанта Р.В. Кроуна.

В мае 1789 года отряд судов под начальством генерал-майора П.И. Лежнева, крейсируя в районе Каттегата, получил информацию: в Скагене видели шведский фрегат. Действительно, «Венус» обнаружили 20 мая и начали преследование, продолжавшееся до залива Христианфьорд. Там на следующий день суда русской эскадры окружили фрегат и отрезали его от берега, однако наступившее маловетрие воспрепятствовало дальнейшим действиям русских моряков. Тогда П.И. Лежнев приказал Р.В. Кроуну, оказавшемуся с «Меркурием» ближе других к противнику, сделать несколько пушечных выстрелов по снастям и парусам «Венуса», чтобы лишить его возможности маневрировать.

Вскоре начался бой, в котором Кроун проявил личную храбрость и отвагу. Воспользовавшись штилем, он с командой на вёслах подошёл к фрегату на самую близкую дистанцию и стал у него почти под кормой. В течение полуторачасового боя с «Меркурия» старались бить по рангоуту и такелажу «Венуса», намеренно щадя его новый корпус, обшитый медью. После упорного сопротивления шведы спустили флаг. В плен взяли 280 человек вместе с командиром М. Ханнсоном, но трём членам экипажа удалось избежать этой участи7. «Венус» на буксире привели в Ревель (Таллинн) и поставили на ремонт, после чего он под своим же наименованием вступил в состав Балтийского флота8.

За взятие первоклассного шведского фрегата Екатерина II наградила Р. Кроуна орденом Св. Георгия 4-й степени и приказом по флоту отдала фрегат под его командование. Тогда же Кроун получил повышение в звании (капитан 2 ранга).

Так началась служба «Венуса» «во славу России». 2 мая 1790 года шведы предприняли нападение на Ревельский рейд, и для его защиты русское командование разработало диспозицию для линейных кораблей. Поскольку «Венус» нёс артиллерию главного калибра (24-фунтовые пушки), ему отводилось место в их боевых порядках.

Последнее сражение в ходе Русско-шведской войны 1788—1790 гг., в котором принимал участие «Венус», — Выборгское. Оно отличалось наибольшей результативностью членов экипажа фрегата. В ночь с 21 на 22 июня 1790 года многочисленные шведские парусный и гребной флоты, заблокированные в Выборгской губе, при благоприятном ветре начали прорыв. В ходе сражения Р.В. Кроун потопил 15 шведских гребных судов и захватил четыре галеры, транспорт и канонерскую лодку. А главным его трофеем стал 64-пушечный линейный корабль шведов «Ретвизан».

В 1795—1800 гг. совместно с английским флотом «Венус» нёс боевое дежурство в Северном море и блокировал побережье Голландии, занятой французскими войсками, в основном главную базу голландского флота у острова Тексель. Затем, в 1807-м в составе эскадры вице-адмирала Д.Н. Сенявина фрегат принимал участие в сражениях против турецкого флота вблизи полуострова Афон и у Дарданелл. Однако по стечению обстоятельств успешное сражение моряков против турок совпало с тяжёлым поражением русской армии под Фридландом 25 июня (7 июля) 1807 года, что вынудило императора Александра I пойти на переговоры с Наполеоном и подписать в Тильзите (Восточная Пруссия) мирный договор. Россия обязалась вернуть Франции Ионические острова и Далмацию, а Турции — Тенедос. Александр I предписал Д.Н. Сенявину «воздержаться от всяких наступательных действий против турецких областей и флота, воздержаться от всяких неприятельских подвигов против судов под флагами французскими» и избегать встреч с англичанами на море9.  <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 См., например: Броневский В. Записки морского офицера, в продолжение кампании на Средиземном море под начальством Вице-Адмирала Дмитрия Николаевича Сенявина от 1805 по 1810 года. Ч. 1—3. СПб., 1818.

2 Полн. собр. законов Российской империи (ПСЗ РИ). Т. XXII. № 16567. 7 сентября 1787 г. (обнародован в Санкт-Петербурге 9 сентября).

3 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. 227. Оп. 1. Д. 50. Л. 61.

4 Архив внешней политики Российской империи (АВП РИ). Ф. 35. Оп. 35/6. Д. 391. Л. 68, 68 об.

5 РГА ВМФ. Ф. 227. Оп. 1. Д. 50. Л. 117.

6 Svenska Flottans Historia. Bd. 2. Malmö, 1943. S. 548, 549.

7 Gyllengranat C.A. Sveriges Sjökrigs-historia i Sammandrag. Bd. 2. Carlskrona, 1840. S. 229.

8 Донесение генерал-майора П. Лежнева вице-адмиралу Т.Г. Козлянинову от 22 мая 1789 г. См.: РГА ВМФ. Ф. 200. Оп. 1. Д. 32. Л. 1, 1 об.; Материалы для истории русского флота. Ч. XIII. СПб., 1890. С. 523.

9 РГА ВМФ. Ф. 315. Оп. 1. Д. 184. Л. 146.

 

Источник: http://history.milportal.ru/2015/07/slavnyj-venus-v-lyogkosti-xoda-ne-imel-sebe-ravnogo/