ИНФОГРАММЫ



 

Призывникам


Военнослужащим по призыву

Уклонистам


АНОНСЫ

Российским Союзом ветеранов проводится Всероссийский конкурс «Растим патриотов России. Живем и помним 2016-2020 годов», посвященный 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На конкурс могут быть представлены методические пособия, работы педагогических работников и педагогических коллективов образовательных учреждений, центров, военно-патриотических клубов, детских общественных объединений, а также специалистов министерств, ведомств и общественных организаций Российской Федерации. Возраст участников не ограничивается. Конкурс проводится по двум номинациям : 1. «Подвиг бессмертен»; 2. «В авангарде патриотических дел». Положение



Начальник института кораблестроения — хорошо образованный инженер

 

Забытое имя

БЛИЗНИЧЕНКО Сергей Сергеевич — доцент кафедры транспортных сооружений Кубанского государственного технологического университета, кандидат технических наук

(г. Краснодар. E-mail: flagman.flota@yandex.ru)


«Начальник института кораблестроения — хорошо образованный инженер»


Имя первого начальника Научного института военного кораблестроения (НИВК) инженер-флагмана 2 ранга Н.В. Алякринского практически неизвестно современному читателю, хотя он стоял у истоков создания в СССР научно-исследовательской и экспериментальной базы военного кораблестроения, положил начало систематическим испытаниям моделей кораблей в опытовых бассейнах, участвовал в разработках теоретических основ расчётов конструкций судов и их двигательных установок. Несправедливо осуждённый «за вредительство» в ходе репрессий 1930-х годов, Н.В. Алякринский написал на обвинительном заключении собственной кровью «патриот своей Родины».

Автор предлагаемой вниманию читателей статьи на основе достоверных архивных источников показывает жизненный путь этого незаурядного человека, его вклад в развитие отечественного ВМФ.

Николай Владимирович Алякринский родился 8(21) декабря 1896 года в укреплении Бахты Лепсинского уезда Семиреченской области, почти у границы России с Китаем, где проходил службу его отец — ветеринарный врач. Судьба сложилась так, что Николаю вместе с семьёй пришлось ряд лет прожить за границей, в Бельгии, в городе Льеже, где он прекрасно овладел французским языком, изучил немецкий и английский. По возвращении на родину в 1908 году подросток поступил в Александровское реальное училище, по окончании которого в 1915 году поступил на механическое отделение Морского инженерного императора Николая I училища в Кронштадте (МИУ), где обеспечивался полный государственный пансион1. Как это ни странно, но война и революционные бури и потрясения сравнительно мало отразились на учебном процессе училища. Правда, после Октябрьской революции МИУ было переведено из Кронштадта в пустовавшее тогда здание Политехнического института в пригороде Петрограда — Лесном, а на следующий год — в здание бывшего Кадетского корпуса на Васильевском острове2. Конечно, имели место и организационно-политические перемены. Теперь воспитанники МИУ стали военморами Рабоче-крестьянского Красного флота (РККФ), а само училище в связи с открытием в Петрограде Ускоренных курсов командного состава флота и Соединённых классов3 сокращено до «одного старшего выпуска»4, который в дальнейшем сохранил организационную самостоятельность как часть Морского инженерного училища. Слушателям двух младших курсов разрешалось продолжить учёбу в любом высшем техническом учебном заведении или на Ускоренных курсах командного состава флота.

Выпускные экзамены на старшем курсе МИУ состоялись у механиков 15 мая, у корабелов — 1 июня 1919 года. Всего были выпущены 41 инженер-механик и 7 инженеров-кораблестроителей. Это оказался последний выпуск того времени. Согласно приказу Реввоенсовета Республики (РВСР) № 474 от 27 июня 1919 года выпускникам присвоили звание «инженер-механик флота». Н.В. Алякринский получил назначение в штаб Морских сил Балтийского флота, затем некоторое время служил в Северо-Двинской речной флотилии, откуда был переведён в Вологду, затем в Котлас и, наконец, на полгода «осел» в должности механика 3-го дивизиона Северо-Двинской речной флотилии.

24 апреля 1920 года военмора Н.В. Алякринского откомандировали в Архангельск в распоряжение командующего Беломорской флотилией5. Тогда же Николай Владимирович стал членом РКП(б). В рядах Компартии он состоял по 1937 год.

4 мая 1920 года приказом начальника Службы наблюдения и связи (СНиС) № 76 Н.В. Алякринского зачислили инженер-механиком СНиС Морских сил Северного моря (МССМ). Этой службе он отдал несколько лет своей жизни, здесь принял так называемую Красную присягу, совершенствовал свои технические знания6. В то же время, переходя с одной должности на другую7, Николай Владимирович всё более убеждался в необходимости получения высшего военно-морского образования. Воспользовавшись служебной командировкой в Москву, он прозондировал почву на этот счёт и получил обнадёживавшее решение. 28 ноября 1923 года Н.В. Алякринский «был исключён из списков Северной пограничной флотилии, как откомандированный в Морскую Академию РККФ»8. Успешно сдав вступительные экзамены и пройдя собеседование в мандатной комиссии, Н.В. Алякринский приказом по академии № 10 п. 4 был сначала условно зачислен слушателем ВМА, затем в феврале 1924 года был утверждён слушателем приказом по флоту и морскому ведомству9.

К тому моменту аудиторные занятия на первом курсе машиностроительного факультета ВМА ещё не начались, и Н.В. Алякринского как человека, имевшего значительный командный опыт, хотя ему шёл всего-то 28-й год, задействовали в межтеатровой переброске корабельных сил, для чего направили в командировку в Архангельскую морскую базу. Здесь он получил назначение на должность ревизора на посыльное судно (п/с) «Воровский»10, уходившее в кругосветку из Архангельска во Владивосток. Поход, продолжавшийся около четырёх месяцев, многое дал Николаю Владимировичу, особенно в языковой практике, когда весьма кстати оказалось владение иностранными языками.

После окончания Военно-морской академии Н.В. Алякринского зачислили в адъюнктуру, где он начал работать стажёром в Опытовом судостроительном бассейне11, при этом занимаясь преподавательской деятельностью в Военно-морском инженерном училище, где читал курс теоретической механики. Позднее, после успешного окончания адъюнктуры в 1930 году и защиты кандидатской диссертации по теме «Гидродинамические основания теории гребного винта», тот же курс Николай Владимирович читал в Военно-морском пограничном училище.

Следует сказать, что Опытовый бассейн с середины 1920-х годов переживал далеко не лучшие времена. Здания обветшали и нуждались в срочном ремонте, некогда первоклассное оборудование устарело и требовало замены, методики измерений не отвечали современным требованиям, понизилась квалификация персонала. Так что проведённые в то время модельные испытания корпусов сторожевых кораблей типа «Ураган» и подводных лодок типа «Декабрист» мало чем помогли проектировщикам. Стало совершенно очевидно, что бассейну необходима срочная реконструкция, и без помощи Запада не обойтись. С целью ознакомиться с опытом работы крупнейших опытовых бассейнов Германии и Италии и закупить современное оборудование Н.В. Алякринского направили в Германию и Италию. Он детально ознакомился с работой Гамбургского опытового бассейна и бассейна морского министерства в Риме. В Германии он заказал кавитационную трубу для проведения испытаний моделей гребных винтов в условиях, приближённых к реальным, а также станок для обработки моделей гребных винтов фирмы Майхак.

По возвращении из заграничной командировки Н.В. Алякринский был утверждён в должности начальника Опытового бассейна, продолжая в то же время преподавать в ВМА.

Под его руководством была осуществлена модернизация бассейна, смонтирована закупленная кавитационная труба, заменена буксировочная тележка, создан специальный стенд, на котором проводились испытания моделей гребных винтов изолированно от корпуса судна, разработана новая методика испытания самоходных моделей быстроходных судов. Однако Н.В. Алякринский видел, что как бы хорош не был Опытовый бассейн, лишь с его помощью не решить задачи развития кораблестроения на современной научной основе: для этого нужен вместо дублировавших друг друга научно-исследовательских учреждений единый общесоюзный научно-исследовательский центр, который проводил бы консолидированную технологическую политику. Эту идею Н.В. Алякринский высказывал в печати, в рапортах высшему командованию. И он был услышан.

28 апреля 1931 года Реввоенсовет принял решение о создании Научного института военного кораблестроения (НИВК)12, а 23 мая следующего года — о реорганизации Научно-технического комитета Морских сил РККА (НТКМ). <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Российский государственный архив Военно-морского флота (РГА ВМФ). Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 6. Л. 1.

2 Усик Н.П., Полях Я.И. Высшее военно-морское инженерное ордена Ленина училище им. Ф.Э. Дзержинского. Исторический очерк. Л.: Издание училища, 1990. С. 84.

3 Подробнее о Соединённых классах см.: «Быть… мореходных хитростных наук учению». Ч. 1. СПб., 2011. С. 246—248.

4 Учебный процесс старшего курса училища, в состав которого входил Н.В. Алякринский, обеспечивал высококвалифицированный профессорско-преподавательский состав: А.И. Погодин, А.И. Балкашин, Ю.А. Шиманский, Н.И. Колычев, В.Л. Сурвилло, А.В. Акимов, П.Г. Гойнкис, А.И. Павлов, В.П. Улановский, М.А. Мадисов и др.

5 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 6. Л. 1.

6 МССМ были созданы из Беломорской и Северо-Двинской военных флотилий по приказу РВСР от 24 апреля 1920 г. В их состав вошли морской отряд, речная флотилия, отряд минной обороны Мурманского района, минный дивизион, охрана водного района (ОВР) Архангельского порта. Начальнику МССМ оперативно подчинялись Управление безопасности кораблевождения (УБЕКО) Севера, гидрографические экспедиции Северного Ледовитого океана и Белого моря, Архангельский и Мурманский военные порты (всего 98 судов и плавсредств). МССМ обязаны были обеспечивать защиту районам Баренцева и Белого морей, безопасность судоходства и рыбных промыслов в Западной Арктике до Новой Земли. Все эти части и соединения кораблей базировались на достаточно протяжённом побережье, и обеспечение связи между ними, а также наблюдение за судоходством в условиях Севера представляло довольно сложную задачу.

В начале 1922 г. из-за всеобщей разрухи и недостатка финансовых средств состав МССМ был сокращён до двух эсминцев (ЭМ), 6 сторожевых кораблей (СКР), 13 катеров (КА), одного посыльного судна и одного тральщика. Остальные корабли были сданы в народное хозяйство или на хранение в порт. В январе 1923 г. МССМ были расформированы, оставшиеся корабли и береговые учреждения переданы в Северный отряд судов пограничной охраны ОГПУ.

7 16 марта 1923 г. в сравнительно молодом возрасте Н.В. Алякринский стал начальником СНиС Северного моря (приказ по Северной пограничной флотилии № 176 — 1923 г.), что стало серьёзным продвижением по службе.

8 РГА ВМФ. Ф. Р-352. Оп. 2. Д. 6. Л. 1.

9 Приказ по флоту и морскому ведомству был продублирован приказом по академии (№ 3, § 27, п. 11).

10 Бывшая американская яхта «Лизистрата», построенная в 1901 г. в Англии и в 1916 г. купленная русским морским ведомством.

11 Первый и единственный в России опытовый бассейн был открыт 8 марта 1894 г. в пригороде Санкт-Петербурга Новой Голландии. До революции работу в нём возглавляли такие выдающиеся учёные, как А.Н. Крылов и И.Г. Бубнов.

12 2 сентября 1932 г. К.Е. Ворошилов утвердил штаты НИВКа. Эта дата считается днём рождения Центрального научно-исследовательского института (ЦНИИ) имени академика А.Н. Крылова, который осенью 2012 г. отметит своё 80-летие. Вновь созданный институт находился в Ленинграде, в здании на канале Крузенштерна, дом 2-4. Там он находится и сейчас.

 

Источник: http://history.milportal.ru/2012/12/nachalnik-instituta/