ИНФОГРАММЫ

 

рол


 

 

 

Призывникам


 

 

________________________________________________________________

Начался прием заявок на Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Я люблю тебя, Россия!». Участники Премии –  граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 30 лет, являющиеся сольными исполнителями; музыкальные коллективы (до 6 человек), в составе которых присутствуют граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 30 лет. Всероссийский конкурс молодых исполнителей «Я люблю тебя, Россия!» проводится по следующим номинациям: «Народное пение»; «Рок - музыка»; «Рэп – исполнительство»; «Академический вокал». Заходите на сайт АИС «Молодёжь России», регистрируйтесь и получайте дальнейшие указания по ссылке.

________________________________________________________________

Лучшие воспитанники военно-патриотических клубов, поисковых отрядов, а так же юнармейцы приглашаются принять участие в финальном этапе Всероссийского Слета активистов движения «Пост № 1», который будет проходить в Волгограде с 27 по 29 сентября 2018 г. Программа Слета предусматривает обширную соревновательную и экскурсионно-познавательную программу для команд патриотических клубов движения «Пост №1» из всех регионов Российской Федерации. Узнать более подробную информацию можно пройдя по ссылке.

________________________________________________________________

Начался прием заявок на Всероссийскую премию «Русские рифмы», «Русское слово»! Это яркое событие в области литературы для талантливых молодых поэтов и прозаиков, пишущих на русском языке. Кто может стать участником: прозаики; поэты; драматурги; литературные блогеры; литературные критики от 18 до 30 лет. Заходите на сайт АИС «Молодёжь России», регистрируйтесь и получайте дальнейшие указания по ссылке.

_________________________________________________________________

Открыт прием заявок на Всероссийский конкурс молодежного творчества «Всероссийский молодежный фестиваль патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!» (номинация «Дети»)». К участию в Конкурсе приглашаются обучающиеся образовательных организаций Российской Федерации в возрасте от 8 до 17 лет. Категории участников: авторы-исполнители (авторы текста и музыки) песен о России или малой Родине; исполнители песен о России или малой Родине (солисты); музыкальные коллективы, исполняющие песни о России или малой Родине (группы). Положение 

_________________________________________________________________


«Каска… есть наряд военный характеристический»

 

Аннотация. В статье рассказывается о формах и моделях касок, применявшихся в XVII—XVIII вв. в русской и европейских армиях как часть преимущественно парадной формы одежды.

Summary. The article tells about the forms and models of helmets used in the XVII-XVIII centuries in the Russian and European armies as a part of predominantly full-dress uniforms.

 

ИЗ ИСТОРИИ ВОЕННОГО ОБМУНДИРОВАНИЯ И СНАРЯЖЕНИЯ

 

ПЕЧЕЙКИН Александр Валерьевич ведущий научный сотрудник Центрального пограничного музея ФСБ РФ, кандидат исторических наук (Москва. E-mail: pe4av@mail.ru)

 

«Каска… есть наряд военный характеристический»

 

Каской (от испанского casco — череп) зачастую называют стальной или изготовленный из иных материалов шлем, предназначенный для защиты головы военнослужащего прежде всего от осколков и пуль. Однако между стальным шлемом и каской есть существенное различие. Шлем подобно бронежилету или кирасе являлся частью защитного снаряжения, а каска — деталь униформы, предмет парадной формы одежды и могла быть изготовлена как из металла, так и из лакированной кожи, фетра и даже картона, обтянутого сукном1.

Можно говорить, что прародителями европейской каски стали древнегреческие и древнеримские защитные головные уборы. Однако не только они. Ещё одним предком каски, и, судя по всему, главным была фетровая шляпа гражданского фасона: ведь одни из первых касок зачастую представляли собой шляпы с почти полностью обрезанными полями.

Такой головной убор в середине XVII века впервые появился в европейских армиях у солдат различных лёгких частей. Их головные уборы представляли собой по сути дела шляпу со срезанными полями, вместо которых накручивался «тюрбан» из другой ткани или меха, а верх тульи усиливался гребнем со вставленным в него волосяным хвостом. Так, солдаты городской милиции Перпиньяна в 1758 году носили шапки, напоминавшие шапочку современных жокеев, но только с поднятым вверх передним козырьком.

Подобный головной убор вскоре стали применять и англичане в Северной Америке. У шляпы солдата регулярной пехоты обрезали поля, превратив её таким образом в фетровую шапочку с передним козырьком. К 1771 году в ряде пехотных полков британской армии были сформированы отдельные лёгкие роты, солдаты которых носили специальное обмундирование, в том числе и каски, изготовленные из кожи, усиленные металлическими накладками и украшенные перьевыми или волосяными султанами и плюмажами. Британская кавалерия обзавелась подобными касками около середины XVII столетия2. Эти головные уборы защищали голову в рукопашных схватках и при применении холодного оружия значительно лучше их фетровых предшественников. Очень скоро каски стали приобретать черты античных головных уборов — их снабжали волосяными или перьевыми плюмажами или хвостами, козырьками, прикрывавшими глаза и шею, а также сюжетами из античных мифов, что проявлялось в отделке гребней и налобников. Это объяснялось тем, что в XVIII веке античность в Европе была в большой моде, которая продержалась едва ли не до конца следующего столетия.

Во Франции каска античного стиля появилась в регулярной армии в конце 1762 года с введением в драгунских полках головного убора «а ля Шомберг». Эта модель, имевшая многочисленные вариации, пользовалась огромным успехом, послужив основой для создания знаменитой французской каски тяжёлой кавалерии, дальним «потомком» которой является сегодня парадный головной убор республиканской конной гвардии Франции. В среде французских драгунских офицеров второй половины XVIII века, не желавших иметь на касках прикрывавшие глаза козырьки, было модно носить их наклонёнными вперёд, практически налезавшими на глаза. Примечательно, что драгуны не снимали каски даже в церкви! Потребовалось вмешательство короля: «Его Величество… требуют, чтобы драгуны снимали каски и пребывали в церкви с непокрытой головой…»3.

Вскоре касками стала обзаводиться и пехота, причём — австрийская. В 1769—1770 гг. австрийский пехотинец (исключая гренадер, сохранивших меховую шапку) получил маленький головной убор из фетра и кожи с передним вертикальным козырьком, на котором крепились латунная накладка с вычеканенным императорским вензелем и помпон-кокарда чёрно-жёлтого цвета — геральдические цвета Габсбургов. В 1790 году вензель заменили двуглавым орлом. Каска этого образца использовалась до 1798 года, когда её заменил другой вариант, больше похожий на классический античный шлем. Однако новые каски оказались не только дорогостоящими, но и весьма тяжёлыми и неудобными, они постепенно выходили из употребления, и к 1810 году были окончательно заменены в пехоте киверами4.

Мода на каски затронула и такие германские области, как Баварское герцогство и Вюртембергское королевство. В 1784—1788 гг. военный министр Баварии граф фон Румфорд (в действительности — американец Бенджамин Томсон) провёл реформу обмундирования, в ходе которой армия получила «каску Румфорда». Кожаный шлем с гребнем снабжался налобной пластиной, украшенной королевским гербом и баварским львом в окружении лавровых ветвей. С гребня спадал волосяной хвост: белого цвета для офицеров штаба, гренадер и кавалерии и чёрного цвета — для всех прочих5. «Каска Румфорда» применялась около 10 лет, но именно она заложила традицию использования головных уборов этого типа практически всем личным составом армии.

Во Франции также пытались массово ввести каски в пехоте, но в войсках, можно сказать, её не приняли. Так, солдаты 46-го полка, например, получив данные головные уборы в 1783 году, через семь лет организованно выбросили их в реку, заменив шляпами. Перспектива заплатить 5 франков за утерянное казённое имущество никого не остановила. А в 9-й полубригаде каски носили до 1798 года. Думается, не в последнюю очередь отношение к каскам зависело от особенностей региона, в котором проходила служба. В районах с жарким и влажным климатом плохо проветривавшиеся каски быстро становились источником зловоний, намокавшие и неравномерно высыхавшие кожа или картон, служившие основой, теряли форму, создавая серьёзные неудобства. В местностях с умеренным климатом каски приживались лучше, ибо особенных неудобств не доставляли. <…>

Полный вариант статьи читайте в бумажной версии «Военно-исторического журнала» и на сайте Научной электронной библиотеки http:www.elibrary.ru

 

___________________

ПРИМЕЧАНИЯ

 

1 В документах XVIII—XIX вв. параллельно использовался также термин «каскетка» для обозначения такого рода головного убора. В современных словарях русского языка это слово либо отсутствует, либо трактуется как «род лёгкой фуражки», а в униформологических справочниках каскетки нет вовсе. Чтобы не путать читателя, мы будем говорить о каске.

2 Функен Ф., Функен Л. Европа XVIII век: Франция: королевская свита и пехота. Великобритания и Пруссия: пехота / Пер. с фр. И.Г. Галковой. М.: «АСТ»; «Астрель», 2003. С. 122, 123; они же. Европа XVIII век: Франция — Великобритания — Пруссия: Кавалерия — Артиллерия. Армии европейских стран / Пер. с фр. А.А. Китайцевой. М.: «АСТ»; «Астрель», 2003. С. 50—55 и др.

3 Они же. Европа XVIII век: Франция — Великобритания — Пруссия: Кавалерия — Артиллерия. С. 18.

4 Там же. С. 86—91, 110, 111; Haythornthwaite P.J., Warner C. Uniforms of the French Revolutionary Wars 1789—1802. Blandford Press — Poole — Dorset. 1981. P. 96, 111 и др.

5 Müller H., Kunter F. Europäische Helme aus der Sammlung des Museums für Deutsche Geschichte. Berlin: Militärverlag der DDR, 1984. S. 277.

 

Источник: http://history.milportal.ru/2015/03/kaska-est-naryad-voennyj-xarakteristicheskij/